Типы библиотек. Основные виды библиотек


Национальная библиотека – как главная библиотека страны и конгломерат совокупного национального библиотечного фонда крупнейших государственных библиотек (универсальных научных и специальных многоотраслевых) федерального уровня. Общая характеристика РНБ, РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ, ЦНСХБ, ЦГНМБ. Специфика социального назначения национальной библиотеки. Основные типологические и дополнительные функции национальной библиотеки. Виды и подвиды национальных библиотек. Миссия национальных библиотек в современном информационном обществе. Основные типологические признаки универсальных библиотек. Особенности универсальной библиотеки как публичной библиотеки. Универсальная библиотека - ведущее звено библиотечной системы административно-территориальной единицы. Виды универсальных библиотек. Типологические особенности универсальных научных библиотек, расширение их функций как публичных библиотек. Массовые (муниципальные) библиотеки, их функциональные особенности и организационные формы деятельности. Детские библиотеки. Юношеские библиотеки. Массовые библиотеки общественных организаций (профсоюзов и др.). Основные типообразующие признаки специальной библиотеки. Виды и подвиды специальных библиотек. Типизация библиотек на основе параллельных признаков: степень универсальности (комплексности) удовлетворяемых информационных потребностей, отношение к формам собственности, масштабы зоны обслуживания, связь с конкретными областями жизнедеятельности или специфическим контингентом читателей. Рабочие классификации библиотек, используемые органами государственной статистики.

Практическая работа 9

Составление таблицы «Типологические и видовые характеристики библиотеки»

Семинар 6

1. Существование разнообразных библиотек как основа для их типологии.

2. Определение терминов «типология», «классификация», «типологизация», «классифицирование».

3. Современные подходы к решению проблемы типологии библиотек (конец ХХ–начало ХХI в).

4. Значение типологии библиотек для развития библиотечного дела.

5. Существующие концепции типологии библиотек.

Практическая работа 2

Основные операции и логические приемы в решении аналитических задач научного исследования

Практическая работа 3

Социологические методы и их применение в исследовании информационно-библиотечных процессов

Практическая работа 4

Основные общенаучные методы научных исследований и их применение в практике НИР

Практическая работа 5

Частнонаучные методы библиотековедческих исследований, их применение.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине

Наименование темы К-во час. до/зо Вопросы для самостоятельного изучения Форма контроля выполнения самостоятельной работы
Генезис, становление и развитие библиотековедения 4/6 1.Причины возникновения библиотековедения как научной и учебной дисциплины. 2.Основные этапы развития отечественного и зарубежного библиотековедения.
2.Сущность, функции и структура современного библиотековедения 2 ч 4/8 3.Научные трактовки понятия "библиотековедение". 4.Связь библиотековедения с родственными дисциплинами. Конспект ответов на вопросы
3.Методология и система научных методов в библиотековедении 4/12 5.Методологические основы библиотековедения. 6.Общенаучные, частнонаучные методы библиотековедческих исследований Конспект рекомендованной литературы

Тематика рефератов:

1. Сущность современной библиотечной науки.

2. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного библиотековедения.

3. Проблема объекта и предмета в библиотековедении.

5. Сравнительное библиотековедение.

6. Региональное библиотековедение.

7. Международные связи в области библиотековедения.

8. Вклад ИФЛА в развитие библиотековедения.

9. Международное библиотечное сотрудничество.

10. Задачи деятельности библиотек на современном этапе.

11. Социальные функции современной библиотеки.

12. Библиотечное дело и система НТИ.

13. Типология библиотек как общетеоретическая проблема библиотековедения.

14. Публичные библиотеки как разновидность универсальных, их типологические

особенности, задачи и назначение.

15. Универсальные научные библиотеки их типологические особенности, задачи и назначение.

16. Библиотеки, обслуживающие детей - РГДБ.

17. Библиотеки, обслуживающие юношество – РГБ для молодежи.

18. Национальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

19. Российская государственная библиотека - РГБ.

20. Российская национальная библиотека - РНБ.

21. Российская книжная палата – РКП: задачи и назначение.

22. Централизованные библиотечные системы: их виды, особенности, задачи и назначение.

23. Специальные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

24. Учебные библиотеки, их типологические особенности, задачи и назначение.

25. Библиотеки-депозитарии, их типологические особенности, задачи и назначение.

26. Библиотеки научных учреждений, их типологические особенности, задачи и назначение.

27. Библиотечная сеть страны.

28. Электронные библиотеки России: проблемы и перспективы.

29. Российская библиотечная ассоциация - РБА.

30. Стандартизация в библиотечном деле.

31. Прошлое, настоящее и будущее библиотечной профессии.

32. Книга и библиотека в годы Великой Отечественной войны.

33. Портрет видного библиотековеда.

34. Меценаты библиотечного дела.

35. Просветители и их роль в организации публичных библиотек.

36. Библиотечные династии - профессия по наследству.

37. Крупнейшие библиотеки РК.

38. Развитие библиотечного образования в РК.

39. Из истории библиотек РК

40. Библиотечно-библиографическое сотрудничество библиотек края.

Одной из отличительных черт германской библиотечной системы является разнообразие типов библиотек. Нередко они берут свое начало в определенной исторической эпохе, т. е. тесно связаны с историей Германии, развитием ее территорий, культуры, религии и другими факторами. Библиотечные учреждения отличаются друг от друга своим объемом и составом фондов, кругом читателей. Библиотеки можно классифицировать по типам, исходя из задач и функций, которые они выполняют. В действительности здесь могут пересекаться различные задачи, особенно в библиотеках с предусмотренной двойной функцией (например, университетская и земельная библиотека). Главная функция библиотеки при таком совмещении должна стать определяющим признаком.

Центральные специализированные библиотеки

Три центральные специализированные библиотеки в Ганновере, Кельне и Киле служат для межрегионального обеспечения литературой в области прикладных наук. Создавая обширные фонды по своим отраслям, они дополняют Немецкую национальную библиотеку и обе центральные универсальные библиотеки в Берлине и Мюнхене во исполнении национальных задач.

Университетская библиотека и Библиотека технической информации (г. Ганновер, Universitatsbibliothek Hannover und Technische Informat ionsbibliothek), основанная в 1959 г. является специализированной библиотекой с фондами по всем отраслям техники, по инженерному делу, химии, информатике, математике и физике. Библиотека является также частью национальной исследовательской инфраструктуры. В ее задачи входит наиболее полный сбор и архивное хранение научно-технической литературы со всего мира.

Основанная в 1969 г. Немецкая центральная библиотека по медицине (г. Кёльн, Deutsche Zentralbibliothek fiir Medizir.. ZB MED) -- это главная специализированная библиотека по медицине, системе здравоохранения, питания, окружающей среде, научному земледелию, а также их фундаментальным направлениям и смежным отраслям. Помимо традиционных сервисов (онлайн-каталог и база данных журнальных оглавлений по немецкой медицинской периодике) библиотека предлагает своим пользователям

Немецкая центральная библиотека no экономическим наукам -- Информационный центр по экономике им. Лейбница (Deutsche Zentralbibliothek fiir Wirtschaft -- Leibniz Informationszentrum Wirtschaft), разделены на два учреждения в Гамбурге и Киле. В настоящий момент это самая большая научно-экономическая библиотека в мире. Фонд библиотеки насчитывает 4,3 млн. ед. хранения. На основе библиотечных фондов ведется база данных ECONIS (http://www.econis.eu/). Она содержит также около 140 тыс. ссылок на полно-текстовые ресурсы в Интернете. Библиотека является участником проекта Nerius (http://www.nereus4economics.info/) -- европейской исследовательской сети учреждений, предоставляющих экономическую информацию.

Общинные публичные библиотеки

Около 4.000 библиотек общинного финансирования со штатным руководством и примерно 2.500 - с внештатными сотрудниками, которые называются в некоторых случаях городская и общинная библиотека, но, как правило, городская библиотека, берут на себя базовое обеспечение всех слоев населения литературой и другими средствами информации. Они образуют очень густую, в сельских регионах неоднородную библиотечную сеть, которая в силу финансовых проблем спонсирующих организаций со временем сокращается: поскольку общины содержат библиотеки на добровольных началах, лишь менее половины германских общин имеют свою библиотеку. Государственные субсидии для организации и содержания городской или общинной библиотеки или для расширения ее фонда информационных средств выдают некоторые федеральные земли, однако, в большинстве земель финансирование почти исключительно является делом общин.

Публичные библиотеки, независимо от источника финансирования, вносят важный вклад в осуществление закрепленного конституцией основного права граждан "беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников" (Основной закон, статья 5, пункт 1). Этим они открывают гражданам дорогу к участию в культурной и общественной жизни и реализуют в этом отношении требование, которое международная библиотечная организация IFLA выразила в "Манифесте публичных библиотек" в 1994 г. Предлагая свои услуги и средства информации, публичная библиотека выполняет основную задачу в системе образования.

И одновременно она вносит вклад в осуществление идеи равенства шансов для всех.

Рисунок 1 - Структура развития библиотечной системы большого города

Помимо информации и общего образования публичные библиотеки служат профессиональному образованию, его продолжению и усовершенствованию, а также разумному проведению досуга и особенно развитию интереса к чтению. В информационном обществе все важнее становится передача знаний в области средств массовой информации. Кроме того, публичная библиотека стала местом встреч и общения, то есть постепенно превратилась в культурный центр для проведения разного рода мероприятий.

В своих фондах публичные библиотеки содержат научно-популярные книги, научные труды по всем областям знания, специальные книги для профессионального образования, разнообразные справочные издания, журналы и газеты, беллетристику и литературу для досуга, литературу для детей и подростков, а также другие, рассчитанные на особые группы читателей собрания, как, например, книги на языках живущих в Германии больших групп переселенцев (турецкий, новогреческий, русский и др.). С 70-х годов количество печатных произведений непрерывно расширялось за счет аудиовизуальных средств (видео, кассеты с музыкальными и литературными записями) и игр. В 90-е годы к ним прибавились электронные и цифровые средства (компакт-диски, CD-ROM, DVD) и персональные компьютеры с интернет-доступом, во многих случаях библиотеки больших и средних городов имеют в фондах также произведения изобразительного искусства (артотеки, графотеки), ноты и книги по музыке (музыкальная библиотека).

Величина фондов в разных федеральных землях различна и достигает от 2.000 единиц в маленьких общинных библиотеках с преимущественно внештатными сотрудниками до 1-3 млн. в отдельных библиотечных структурах больших городов (Берлин, Бремен, Дуйсбург, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ганновер, Кёльн, Любек, Мюнхен и др.). Большинство библиотек в больших городах (с населением свыше 100.000 жителей) могут предложить своим читателям от 150.000 до 1 млн. информационных единиц. Однако рекомендованная библиотечными планами ориентировочная цифра в 2 информационные единицы на одного жителя достигается лишь незначительной частью библиотек. В 2005 г. финансирующие организации потратили на приобретение новых книг и других средств информации для публичных библиотек в среднем 1,09 евро (еще в 2001 г. это были в среднем 1,20 евро) на душу населения.


Рисунок 2 - Сводная статистика по публичным библиотекам за 2005 г. (общинные и церковные, со штатными и внештатными сотрудниками): Обзор по федеральным землям (только данные, учтенные Германской библиотечной статистикой)

Библиотеки открыты только 4-8 часов, разделенных на 2 дня в неделю, в библиотеках маленьких и средних городов (10.000 - 50.000 жителей) со штатными библиотекарями время работы составляет уже 10-25 часов, как правило, поделенных на 3-4 дня в неделю. Большинство библиотек в больших городах открыты ежедневно с понедельника по субботу, и их время работы достигает в среднем 40 часов в неделю. Общинные публичные библиотеки, кроме многочисленных церковных, по воскресеньям закрыты.

Для публичных библиотек характерна смешанная расстановка фондов: тематическая, ориентированная на определенные целевые группы и систематическая в свободном доступе. Сегодня публичная библиотека предоставляет свои обширные книжные и некнижные фонды для использования всеми группами читателей и ориентирована на спрос. Правда, в последние годы придается значение последовательному расширению выбора литературы для особых целевых групп, в частности в информационных целях. Большинство библиотек ориентируется при приобретении книг на актуальный спрос и отсортировывает более невостребованные названия, в частности дублетные экземпляры. Только некоторые библиотеки в больших городах, а также научные городские библиотеки исполняют архивные функции для старых и особых фондов и располагают для этой цели запасниками.

Публичные библиотеки больших городов образуют обычно систему из центральной библиотеки и множества филиалов в различных частях города. К последним могут относиться специальные, самостоятельно расположенные или интегрированные учреждения, как, например детские и юношеские, комбинированные филиалы школьных библиотек, музыкальные, медиатеки, артотеки и мобильные библиотеки; в некоторых городах - библиотека для пациентов при больнице или тюремная библиотека при учреждениях правосудия.

Мобильные библиотеки, то есть "книжные автобусы" с 3.000-6.000 информационных единиц, совершающие регулярные туры, есть не только в периферийных районах больших городов, но и в малонаселенных сельских округах. В общей сложности 91 мобильная библиотека и 110 транспортных средств курсируют сегодня по Германии в качестве замены или дополнения к стационарным библиотекам. Число их пользователей остается в течение лет стабильно высоким, в то время как количество транспортных средств постоянно сокращается (еще в 1995 г. было 150 автобусов). Так же как и стационарные, мобильные библиотеки активно используются в целях развития интереса к чтению, при этом в них предлагаются вводные лекции о библиотеке, уроки чтения в дополнение к школьным занятиям и тематические проекты для групп детского сада и школьных классов. В автобусе, который к условленному времени останавливается перед школой или детским садом, учатся, но главное - читают вслух и играют, рассказывают и рисуют, чтобы пробудить у детей и подростков интерес к чтению, к поиску информации и библиотекам.

Параллельно с 4.000 городских и общинных библиотек (включая филиалы), возглавляемых штатными библиотекарями, существует 7.300 библиотек с внештатными сотрудниками и библиотекарями, работающими на общественных началах, из них 2.500 библиотек - в общинном финансировании и примерно 4.800 - в церковном финансировании. По оценкам библиотечных союзов в маленьких общинных и церковных библиотеках на общественных началах работает 25.000 сотрудников, в то время как в библиотеках со штатным руководством - 11.725, а количество сотрудников, работающих по договору или как государственные служащие, составляет 14.000. Из 125 млн. информационных единиц фондов - 80% приходится на библиотеки со штатным руководством; в год в них выдается 295 млн. информационных средств, что составляет 83% от 355 млн. в целом по ФРГ. В 2005 г., согласно Германской библиотечной статистике, было потрачено 89 млн. евро (в 2001 г. это были 92 млн.) на приобретение книг и информационных средств, при этом доля библиотек с внештатным руководством составила 15%. В общей сложности всеми организациями, финансирующими публичные библиотеки, затрачено 791 млн. евро, из них около 500 млн. - на персонал. На одного жителя ФРГ приходится 1,6 информационных единиц, общий фонд в 15 млн. единиц хранения перекрыт в 1,8 раза. Общее количество выданных средств информации (355 млн.) означает, что каждый житель получил в 2005 г. в среднем 3,3 информационных средства.

Земельные и региональные библиотеки

Свыше 37 земельных и других библиотек осуществляют библиотечно-информационное обслуживание региона -- федеральной земли, ее части, административного округа, города с его пригородной зоной. Региональные библиотеки представляют собой неоднородную группу ввиду исторических причин, величины и состава фондов, каналов финансирования и, особенно, назначения. За несколькими исключениями, региональные библиотеки имеют характерную задачу комплектования универсальных фондов, даже если во многих библиотеках центральное место занимает литература по гуманитарным и общественным отраслям знаний.

Большинство земельных библиотек выросли из фондов придворных библиотек; некоторые появились, чтобы исполнять функцию большого хранилища для секуляризированного имущества (Амберг, Бамберг, Пассау, Регенсбург); фонды других -- исторически связаны с библиотеками гимназий (Кобург, Гота); лишь немногие образованы в XX в. государством или территориальными корпорациями (Аурих. Кобленц, Шпейер). Согласно статистике городские научные библиотека появились из библиотек при ратушах или исторических городских библиотек (Любек. Нюрнберг, Ульм); некоторые возникли только в XX в. (Берлин. Дортмунд): отдельные библиотеки ведут свое начало от закрытых университетских библиотек (Майнц, Трир).

Библиотеки высших учебных заведений

Большинство университетских библиотек могут предоставить своим читателям от 1,5 до 2,5 млн. томов. Многие старые университетские библиотеки (Фрайбург, Гейдельберг, Йена, Тюбинген), а также основанная в 1479 г. как городская, а ныне Государственная и университетская библиотека Гамбурга (Staats-und Universitatsbibliothek Hamburg), вновь образованная в 1919 г. У ни верситетская и городская библиотека Кёльна (Universitdts- and Stadtbibliothek, Koln) и, наконец, отдельно возникшие в 1960-е гг. библиотеки (Бремен, Дюссельдорф, Регенсбург), имеют в фондах от 2,5 до 3,5 млн. томов.

Библиотеки школ искусств и музыкальных школ по объему фондов считаются небольшими. Абсолютным исключением здесь является библиотека Университета искусств в Берлине (Universitatsbibliothek der Universitdt der Kiinste, Berlin) (свыше 300 тыс. томов). Подробную схему можно рассмотреть на приложении.

Специальные и специализированные библиотеки

Среди большого количества специальных библиотек -- свыше 500 библиотек парламентов, ведомств и судов. Эти созданные лишь после 1945 г. учреждения служат власти и правосудию и поэтому специализируются на комплектовании юридической и политической литературы.

Наряду с библиотеками Бундестага Германии в Берлине, парламентов и правительств земель, можно назвать библиотеки министерств и высших федеральных ведомств. В отдельных случаях они могут иметь значительный объем фондов, например, Сенатская библиотека в Берлине (Senats- bibliothek Berlin) с фондом 495 тыс. томов, сегодня ставшая частью Берлинской центральной и земельной библиотеки, а также Библиотеки Министерства иностранных дел в Берлине (Bibliothek des Ministeriums fiir auswcirtige und europdische Angelegenheiten

К специализированным библиотекам относятся как библиотеки НИИ федерации и земель, научных обществ, архивов, музеев и клиник, так и церковных объединений и организаций (включая монастыри), а также фирм, союзов, ассоциаций и обществ.

Публичные библиотеки

Публичные библиотеки -- самый распространенный в Германии тип библиотек. В базе данных «Немецкая библиотечная статистика» числится 807 научных библиотек (национальные/центральные, вузовские и региональные библиотеки) и 9 тыс. 898 публичных библиотек различных типов финансирования, включая филиалы. Немецкие города, общины и округа содержат и финансируют примерно 2 тыс. 600 школьных библиотек/медиатек.

Нам бы хотелось отметить, что общинные библиотеки играют самую важную роль в становлении библиотечной системы, ведь именно они имеют наибольший контакт с населением и обществом. Каждый гражданин в первую очередь в поисках необходимой книги начинает с общинной библиотеки. Редко какой человек может сказать, что ни разу не контактировал с данным видом библиотек, в отличие от других. Именно здесь, как правило, человек старается удовлетворить все свои потребности в литературе, будь то фантастика или какой либо научный труд.

Таким образом, библиотечная система страны имеет очень большое иерархическое строение: сюда входят национальные библиотеки, специализированные библиотеки, земельные и региональные, высших учебных заведений и прочие. Это говорит о том, что библиотечная система широко развита и охватывает большой уровень взаимодействия с обществом. Каждый уровень играет свою роль и позволяет определенным слоям общества найти подходящую литературу. Такая типология позволяет охватить всех нуждающихся в литературе пользователей и дать им то, что они хотят получить, при этом полностью удовлетворив их читательские запросы.

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Новости и общество

Библиотека - что такое? Какие типы библиотек существуют?

5 января 2016

Библион (греч.) - книга, тека (греч.) - хранилище. Библиотека - что такое? Помещение для хранения книг, рукописей, информации на цифровых носителях для частного или общественного пользования.

История

Древний Восток считается родиной первых библиотек. В вавилонском городском храме Ниппур обнаружена коллекция табличек из глины, датированных 2500 годом до н. э. В гробнице около Фив нашли ящик с папирусами. В эпоху Рамсеса при Новом царстве насчитывалось 20 тыс. папирусов. Таблички ассирийского царя считаются самой известной древневосточной библиотекой в Ниневии.

Центром античного собрания книг и папирусов считается Александрийская библиотека. Это была часть обучающего комплекса, в который входили помещения для сна, комнаты для занятий, чтения, принятия пищи. Создана Птолемеем. В нее входило 200 тыс. экземпляров для чтения и 700 тыс. документов для школы. Уничтожена пожаром в 270 году н. э.

Все античные хранилища книг содержались при храмах. Так же как в Средние века, библиотеки были только при монастырях. Там в специальных сухих подвалах переписывались священные писания и сочинения великих Отцов Церкви. Копировать надлежало также античные рукописи, латинские и греческие тексты, которые попадали в руки монахам. Ценность книг была так высока, что их даже приковывали цепями к стенам и полкам, чтобы избежать кражи.

Книгопечатание получило свое развитие при изобретении печатного станка, и это была новая эпоха в истории библиотек. Доступность информации, приемлемая стоимость научной и художественной литературы повлияли на развитие культуры, образование и самосознание всего человечества.

Виды библиотек

  • Государственные.
  • Муниципальные.
  • Личные.
  • Бюджетные.
  • Частные.
  • Учебные.

Социальные виды:

  • Публичные.
  • Детские.
  • Вузовские.
  • Отраслевые: медицинские, технические, сельскохозяйственные.
  • Для слепых.
  • Юношеские.
  • Академические.

Национальная библиотека что такое? Хранилище всей печати страны. Официальные издательства обязаны предоставить в архив по несколько экземпляров своей продукции. Не только книги, но и памятки, газеты, журналы.

Деятельность

Обслуживание читателя и предоставление литературы для чтения или дополнительного образования. Существуют две формы взаимодействия с клиентами:

  1. Выдача печатного издания на руки (домой) на определенный срок.
  2. Предоставление возможности ознакомиться с книгой в читальном зале.

Более востребованный материал находится в открытом доступе, и посетитель сам может выбирать без помощи библиотекаря. Остальная часть литературы находится в книгохранилище и выдается по запросу. На экземпляры особо редких изданий, поврежденных или содержащих государственные тайны, необходимо получить специальное разрешение.

Передвижная библиотека что такое? Книгохранилище на колесах? В отдаленные пункты, где местный архив скуден или его нет вообще, выезжает автобус с востребованной литературой. Это классика для школьников или современные романы. Имеет функцию принимать заказы от читателей.

«Если в результате глобальной катастрофы на Земле не останется ничего, кроме библиотек, то человек сможет возродиться», - писал Д. Лихачев.

Библиотека. Что такое виды библиотек

Основные отличия библиотек - это объемы фонда (количество книг), назначение, бюджет и национальное значение. Именно от финансирования зависит квалификация персонала, качество хранения и возможность обслуживать население в полной мере. А также инновации в получении информации.

Для того чтобы обслуживание читателей было более эффективным, в работе библиотечной системы используется каталоги. Это карточки, которые являются информационными единицами. Содержатся в алфавитном порядке по авторам с названием книги, кратким содержанием и годом выпуска.

В настоящее время есть два вида картотек: ручного использования и на электронных носителях. Электронная картотека более эффективна, по ней можно быстрее найти нужную информацию, она долговечна и не занимает много места в компьютере. Но не каждая библиотека имеет возможность для приобретения компьютерной техники в связи с малым финансированием.

Детские библиотеки

Что такое детская библиотека? В фонд хранилища входят книги для самых маленьких читателей, а также литература, рекомендуемая для школы и внеклассного чтения. Это классика и современные рассказы и повести о детях, животных, волшебные сказки для развития воображения.

Что такое школьная библиотека и в чем ее отличие от детской? Отличие прежде всего в финансировании. Если детские книгохранилища являются городскими учреждениями и получают деньги на развитие от государства, то фонд школьной библиотеки формируется за счет бюджета школы. Кроме художественных и образовательных книг, они содержат методическую литературу для педагогов.

Электронная библиотека

Что такое электронная библиотека? Это документы (книги, журналы, газеты) в цифровом формате, которые расположены упорядоченной коллекцией. Она снабжена функциями поиска и навигации. Это может быть веб-сайт, на который регулярно добавляются тексты как художественные, так и научные. В фонд могут входить медиафайлы, самодостаточные сами по себе и востребованные пользователями.

Что такое интернет-библиотека (или электронная) и основные преимущества:

  • максимально доступная информация;
  • сохранения национального наследия;
  • высокая эффективность для обучения, самообучения, работы.

Первые проекты электронных библиотек появились в начале 90-х годов. Государственной поддержки и финансирования практически нет. Но удачные и востребованные проекты поддерживаются Российским фондом Фундаментальных исследований и Гуманитарным научным фондом.

Популярность интернет-библиотек растет с каждым днем, на сегодняшний день сайтов, где ведется продажа, обмен или просто предоставление информации, более тысячи.

Современная библиотека

В наш век электронных технологий современному пользователю необходимо эффективное предоставление информации. Российская современная библиотека на сегодняшний день находится на стадии развития. Хотя модель уже разработана, в области внедрения есть свои трудности. В основном это финансирование.

Проект «Модельная библиотека» - что это такое? Это модель современного хранилища информации для публичного пользования. Стандарт утвержден на шестой ежегодной конференции библиотечной ассоциации России в мае 2001 года. Назначение: предоставить пользователю любую запрашиваемую информацию. Первый опыт произведен на сельских библиотеках Псковской области.

Методы обслуживания: печатные издания, видео- и аудиозаписи, чертежи, программы. Передача при личном обращении или онлайн. Задачи: изменить в лучшую сторону качество жизни городских и сельских жителей, развитие новых, современных интеллектуальных потребностей, облегчение адаптации к ускоряющемуся ритму жизни, помощь в поиске работы или дополнительного занятия, борьба с низким уровнем жизни, получение знаний.

Условия создания современных библиотек возможны при:

  • творческих сотрудниках;
  • поддержке местных органов управления;
  • наличия помещения и оборудования;
  • развитой инфраструктуре.

Что такое современная библиотека? Это понятие имеет широкое значение. В первую очередь стремление соответствовать стандарту высокоразвитых стран. Для эффективной работы нужно перестроить всю деятельность. Автоматизировать информационную обработку, предоставлять ресурсы на электронных носителях.

Основные требования к современной библиотеке

К основным требованиям можно отнести максимальную доступность для населения. В радиусе 3 километров (или 20 минут пешей ходьбы) обязательно должна быть библиотека или филиал. Также она должна иметь удобное для пользователей месторасположение, на пересечении пешеходных путей или около остановки общественного транспорта.

Помещение библиотеки должно быть отдельным, в хранилище соблюдаться температурный и климатический (влажность) режимы. Площадь не менее 80-110 кв. м. Полный комплект оборудования: столы, стулья, стеллажи, техническое оснащение. Противопожарная защита - не менее 1 огнетушителя на 40-50 кв. м пола, в каждом помещении. А также пожарная сигнализация.

Содержание статьи

БИБЛИОТЕКИ, особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний.

Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Функции.

С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения.

Комплектование

– приобретение материалов для пополнения собрания. Служащие отдела комплектования находят, заказывают и получают требуемые материалы. Эти материалы могут быть в любом формате.

Развитие фонда

предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения. Это основное направление деятельности библиотечных работников. В условиях роста популярности электронных средств хранения информации сотрудники отдела развития принимают решения о распределении бюджета на приобретение как традиционных книжных, так и электронных материалов.

Каталогизация

предоставляет информацию о библиотечном фонде и обеспечивает доступ к собранию. Обычно каталог состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и предметный каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме (предмету исследования). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.

Хранение

предполагает обеспечение сохранности библиотечного собрания. Значение этой функции в последнее время существенно повысилось в связи с необходимостью сохранить имеющиеся материалы для будущих поколений. Одна из серьезнейших проблем, с которой приходится сегодня сталкиваться – это проблема т.н. «ломких книг», которые печатались на бумаге с повышенным содержанием кислот. Такая бумага со временем становится чрезвычайно сухой и ломкой, что приводит к разрушению книг. Вдобавок, в связи с быстрым прогрессом в области компьютерной технологии, существует опасность, что информацией, хранящейся в компьютерном формате, в будущем станет невозможно пользоваться не только из-за физических дефектов носителей, но в связи с моральным старением оборудования, использованного для ее записи.

Справочные службы

помогают читателям в поиске библиотечных материалов. Помимо этого сотрудники справочных служб составляют библиографические указатели для облегчения доступа к фонду и проводят ознакомительные занятия с новыми читателями. Компьютеры, полностью изменившие работу отделов каталогизации, изменили и работу справочных служб. В наше время работники этих служб, помимо помощи читателям в обращении с традиционными библиотечными материалами, все чаще используют электронные базы данных и компьютерные каталоги.

Служба выдачи

предоставляет читателям библиотечные материалы. Каждая библиотека определяет круг пользователей, имеющих право брать на дом единицы хранения. Многие библиотеки предоставляют услуги межбиблиотечного абонемента, дающего читателям доступ к отсутствующим в данной библиотеке материалам.

Помимо сотрудников технических и читательских служб, в каждой библиотеке есть сотрудники, занимающиеся управленческими, или административными, функциями. Это стратегические вопросы деятельности библиотеки, планирование, составление бюджета, работа с персоналом. Общее руководство библиотекой осуществляет ее директор или главный библиотекарь.

Типы библиотек.

Библиотеки существенно отличаются друг от друга размерами фонда хранения, бюджетом, назначением и национальной спецификой. Основные трудности в работе библиотек стран «третьего мира» связаны с недостатком финансирования, скудостью комплектации книжных фондов, дефицитом квалифицированного персонала. Библиотечные учреждения наименее развитых стран до сих пор не вкусили плодов технологической революции. И все же основные типы библиотек существуют во всех регионах мира.

Научные библиотеки

располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.

Государственные библиотеки

включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.

Публичные библиотеки

обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.

Школьные библиотеки

финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.

Специализированные библиотеки

обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т.п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями. Их сотрудниками обычно являются специалисты в конкретной области знаний, овладевшие навыками библиотечных работников.

Среди прочих видов библиотек можно назвать частные научные библиотеки вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.

Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Рост объема информации и увеличение стоимости современных технологий вызвали потребность в новых видах сотрудничества между библиотеками. Большинство из них по-прежнему являются автономными единицами, однако теперь их уже можно рассматривать как звенья разветвленной национальной или даже международной библиотечной сети. Такая координация библиотек обеспечивает быстрый и, как правило, бесплатный доступ читателей к информации.

Библиотечные системы.

В Европе имеется широкий спектр различных типов библиотек – публичных, частных, университетских и др., каждый из которых отличается уникальными особенностями и историей.

Великобритания.

Английская библиотечная система, одна из самых развитых в мире, оказала большое влияние на библиотеки всех континентов, особенно в бывших колониях. Современному периоду библиотечной истории в Англии предшествовало, однако, почти полное уничтожение средневекового книжного наследия – результат акций Оливера Кромвеля (1598–1658) и последующих решений английского парламента. Собирателям книг удалось уберечь кое-какие материалы, которые впоследствии перекочевали в национальные библиотеки. В 17 в. Великобритания стала одной из ведущих мировых держав, в стране возник широкий круг читателей, и в следующем веке библиотеки стали неотъемлемой частью культурного ландшафта страны. В наши дни англичане имеют доступ практически к любой книге, находящейся на территории страны, благодаря единой национальной библиотечной системе, возникшей одновременно с образованием Британской библиотеки (1973).

Абонемент Британской библиотеки создан на базе четырех национальных институтов: библиотеки Британского музея, Национальной центральной библиотеки, Национальной абонементной библиотеки науки и техники и Британской национальной библиографии. В Великобритании до недавних пор существовали еще две национальные библиотечные системы – Национальная библиотека Шотландии и Национальная библиотека Уэльса. Библиотеки Оксфордского, Кембриджского, Лондонского и Эдинбургского университетов являются одними из лучших в мире.

Германия.

Возникшие в эпоху Средневековья, германские библиотеки богато представлены во всех исторических типах библиотек. Многим книгохранилищам был нанесен невосполнимый урон в годы Второй мировой войны. После 1945 разделение Германии на зоны оккупации имело серьезные последствия для развития немецких библиотек. Вплоть до 1990 развитие библиотечного дела в Западной и Восточной Германии шло различными путями. В 1990 страна воссоединилась, и на востоке утвердилась западная модель организации библиотек.

Франция.

Имея более 1000 публичных библиотек и одни из лучших университетских и специализированных библиотек, Франция может похвастаться великолепной библиотечной традицией. Деятельность французских библиотек, чья история восходит к 7 в., традиционно находится под сильным административным и законодательным контролем. Важнейшим книжным собранием Франции является фонд Национальной библиотеки, основой которого послужили книжные собрания королей (первое из них – библиотека Карла V, 1386).

Россия.

Российские библиотеки ведут свою родословную от церковных и монастырских собраний Киевской Руси 11 в. На протяжении всей истории они испытывали сильное влияние политических сил и государственной власти. Библиотечный персонал и книжные фонды стали жертвами сталинских чисток. Правительство финансировало создание внушительной Библиотеки имени Ленина в 1925, а впоследствии и многих других крупных книжных собраний. Последовавший за крахом коммунистического режима экономический кризис имел разрушительные последствия и для библиотек.

Италия.

Итальянские библиотеки – одни из старейших на Западе, они играли важную роль в различные периоды национальной истории, особенно в эпохи Средневековья и Возрождения. Однако только в 1990-е годы государство занялось профессиональной подготовкой библиотечных работников.

Швейцария.

Идея организации национальной библиотеки возникла в конце 18 в., но ей так и не суждено было реализоваться. Большинство университетских библиотек, за исключением Базельской, были созданы в 19 в. В условиях конфедеративного устройства страны публичные библиотеки находятся в ведении 26 автономных кантонов.

Норвегия.

Норвежская библиотечная система, еще в начале 20 в. считавшаяся одной из передовых, ныне устарела. Библиотека университета Осло исполняла функции национальной библиотеки с 1815, и лишь в последнее время были предприняты шаги по созданию собственно национальной библиотеки.

Бельгия.

Страна гордится давней историей развития своих библиотек. Первая публичная библиотека, к примеру, возникла здесь еще в 1608, несколько веков существуют и специализированные библиотеки. Однако сложившаяся в стране сложная библиотечная система явиляется препятствием для модернизации и налаживания межбиблиотечного сотрудничества. К 1990-м годам Бельгия располагала отличной Королевской национальной библиотекой, а также рядом крупных университетских библиотек, в их числе – известные библиотеки в Лувене и Брюсселе.

Швеция.

Стране удается поддерживать развитие библиотечного дела на высоком уровне в основном благодаря местному финансированию. Во второй половине 20 в. в Швеции возникли новые университеты с научными библиотеками, а библиотеки старых университетов были модернизированы.

Дания.

Датская библиотечная история характеризуется бурным ростом публичных библиотек и тенденциями к децентрализации библиотечной системы. Закон 1964 повысил размер государственных библиотечных субсидий, вменив в обязанность местным органам власти создание публичных библиотек. В 1983 новый библиотечный закон передал почти все библиотеки в ведение муниципалитетов.

Финляндия.

Первые в стране библиотеки возникли в 15 в., но лишь с 1921, спустя 4 года после обретения независимости от России, публичные библиотеки стали получать финансовую помощь государства. Первый закон о библиотеках, принятый в 1928, обеспечил поддержку сельским библиотекам, а закон 1962 повысил финансирование библиотек и способствовал развитию библиотечной системы в целом.

Испания.

До 1910-х годов испанские библиотеки обслуживали только научное сообщество. Ситуация изменилась с открытием первых публичных библиотек в Мадриде и ряде городов Каталонии. Каталонская библиотека в Барселоне была первой в стране, где книги выдавались на дом и существовал зал открытого доступа. Королевская и Национальная библиотеки, а также библиотека Эскориала располагают внушительными собраниями инкунабул, редких книг и рукописей, свидетельствующих о богатой библиотечной традиции страны.

ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК

Огромная масса хранящихся в библиотеках материалов организована в единую систему с помощью специальных приемов описания, упорядочения и размещения. Для самих читателей наибольшее значение имеют каталогизация и классификация библиотечных материалов.

Библиотеки похожи на огромные книжные магазины, с той лишь разницей, что если в магазинах ограниченный круг книг наличествует в большом количестве экземпляров, библиотеки, охватывая куда более широкий круг тем по разным уровнях сложности, часто имеют книги в единственном экземпляре. В магазинах книги классифицируются по крупным тематическим разделам, а внутри каждого раздела расставляются по алфавиту. Сложность классификации и организации библиотечных фондов потребовала выработать иной подход, когда каждая единица каталога представляет соответствующую единицу хранения. Тем самым читатели могут определить, какими материалами располагает данная библиотека, просматривая ее каталоги. Более того, по каталожному описанию можно предварительно определить, насколько та или иная книга подойдет читателю. В каталоге обычно фиксируется список лиц и организаций, принявших участие в создании книги (автор, редактор, составитель, издатель, типография и т.д.), название книги и тематика, к которой относится данное издание. Каталог обычно содержит информацию о классификации издания. Библиотечные каталоги могут ограничиваться только перечнем наличествующих изданий, но могут и содержать списки материалов других библиотек. Каталоги существуют в форме книг, картотек, микрофильмов, компакт-дисков и компьютерных файлов.

Каталог-книга.

Впервые библиотечный каталог появился в виде инвентарной книги. Такой каталог содержит сведения о фонде данной библиотеки, с подробной информацией о каждой единице в списке, упорядоченном по фамилиям авторов. В дополнительных перечнях по названиям, тематике и т.п. дается более краткая информация о каждой единице. Главное преимущество такого каталога в том, что он переносной и может быть размножен. Главный же недостаток в том, что его трудно обновлять: для описания новых поступлений библиотеке приходится издавать дополнительные тома. Книжные каталоги появились в конце 16 в. и были распространены в последующие три века. Они пережили второе рождение в 1960-е, а затем в 1980-е годы, когда началось печатание библиографий на компьютере. Компьютерный микрофишный каталог (КМК) по организации аналогичен книге. В отличие от книжного каталога здесь все описания (не только оформленные на автора) обычно содержат полную информацию о единице хранения.

Каталог-картотека.

Информация в нем фиксируется на карточках, каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. Достоинством картотеки является то, что ею могут пользоваться сразу несколько человек и ее легко пополнять за счет добавления карточек, описывающих новые поступления. К недостаткам картотеки можно отнести довольно высокие расходы по обслуживанию такого каталога и значительный процент ошибок при расстановке. Каталоги-картотеки получили широкое распространение с конца 19 в., чему способствовало и решение Библиотеки Конгресса США в 1901 начать продажу копий своих карточек другим библиотекам. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.

Компьютерный каталог.

Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам, позволяя проводить более глубокие и сложные поисковые операции. Каталог легко пополняется и доступен для пользователя, находящегося вне библиотеки. По сетям Интернета можно получить доступ к каталогам сотен библиотек разных стран мира. Основным препятствием для повсеместного перехода библиотек на компьютерный каталог является высокая стоимость преобразования книжных, КМК и картотечных каталогов в компьютерные версии. Подобное преобразование – «ретроспективная конверсия» – может быть выполнено сотрудниками библиотек или специальными фирмами.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Основная цель классификации – упорядочить издания по их тематике и облегчить поиск. В США двумя наиболее распространенными системами библиотечной классификации являются десятичная классификация Дьюи (ДКД), используемая главным образом в публичных и школьных библиотеках, и классификация Библиотеки Конгресса (КБК), используемая большинством научных и специализированных библиотек.

Десятичная классификация Дьюи.

В середине 19 в. большинство библиотек пользовались собственными классификационными системами для организации своих собраний. При этом классификация, как правило, позволяла лишь самую общую характеристику тематики книги, закреплявшую за ней постоянное место на полке. Ситуация резко изменилась с внедрением десятичной системы, разработанной в 1873 Мелвилом Дьюи, когда он был еще студентом Амхерстского колледжа. В 1876 новая система была впервые опубликована им в книге Классификация и предметный указатель для каталогизации и расположения книг и брошюр в библиотеке .

Разрабатывая свою систему, Дьюи использовал десятичные индексы для обозначения тематики издания. Такой подход позволил представить иерархические отношения разделов, а также дать возможность введения новых делений. Хотя наименование основных разделов с течением времени менялось, их суть осталась неизменной. Вот десять основных разделов классификации Дьюи:

000–090 Общий раздел

100–190 Философия и психология

200–290 Религия

–390 Общественные науки

–590 Естественные науки и математика

–690 Технология (прикладные науки)

–790 Искусство

–890 Литература и риторика

–990 География и история

Как явствует из названия системы Дьюи, основой классификации является десятичный принцип. Так, каждый из 10 основных разделов может быть разбит на 10 подразделов, те еще на 10 и т. д. Например, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет следующие подразделы:

–509 Естественные науки

–519 Математика

–529 Астрономия

–539 Физика

–549 Химия и прикладные науки

–559 Науки о Земле

–569 Палеонтология; палеозоология

–579 Науки о жизни; биология

–589 Ботаника

–599 Зоология

Каждый из этих подразделов может быть разбит на десять подгрупп. Так, подраздел 540 имеет следующие деления:

Химия и прикладные науки

Физическая и теоретическая химия

Технология, оборудование и материалы

Аналитическая химия

Качественный анализ

Количественный анализ

Неорганическая химия

Органическая химия

Кристаллография

Минералогия

Каждую из этих подгрупп можно разбить еще на 10 делений и т.д. На каждой ступени иерархии добавляется тематическая группа от 1 до 9. Так, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет подраздел 540 (химия и прикладные науки), делением которого является 541 (физическая и теоретическая химия), в свою очередь имеющий деление 541.3 (физическая химия) и т.д.

Поскольку такая система обозначений отражает положение того или иного раздела внутри иерархической структуры понятий, ДКД позволяет библиотекам варьировать ее применение в соответствии с их книжными фондами и запросами своих читателей. Библиотека, располагающая обширной литературой о кошках, может классифицировать ее детально. Так, книгу о сиамских кошках можно занести в раздел 636.82 (короткошерстные кошки) или даже в еще более узкий раздел 636.825 (азиатские короткошерстные кошки), а книга о мэнской енотовой кошке будет стоять в разделе 636.83 (длинношерстные кошки). Такая детальная классификация называется «узкой». Однако библиотека, располагающая скудной подборкой литературы о кошках, может разместить все эти книги в общем «кошачьем» подразделе 636.8 вне зависимости от конкретного содержания каждого издания. Такая классификация называется «широкой».

Возможность видоизменять классификацию в зависимости от возможностей каждой библиотеки считается важным преимуществом ДКД. Но это одновременно и один из серьезных недостатков системы, так как различие классификационных индексов в библиотеках создает путаницу. В идеале все библиотеки должны использовать одинаковые индексы для одних и тех же книг. К сожалению, чаще случается так, что одна библиотека использует «узкую» классификацию, тогда как другая предпочитает индексы «широкой» классификации.

Цифровые и буквенные обозначения, выставляемые на корешке книги, называются инвентарным номером. В библиотеке, использующей ДКД, инвентарный номер представляет собой комбинацию шифра в ДКД и буквенно-цифрового индекса, обозначающего фамилию автора и начальную букву первого слова в названии книги. Этот индекс, именуемый либо книжным номером, либо каттеровским номером, был предложен в конце 19 в. бостонским библиотекарем Чарлзом Каттером. Так, для книги Мир античного искусства (The World of Antiques ) Ричарда Лэндона шифр будет иметь следующий вид:

L259 соответствует фамилии автора (Landon), а w (первая буква слова «World») определяет место данной книги в алфавитном списке работ Лэндона об античном искусстве. Для небольших книжных собраний каттеровский номер упрощается путем использования первых трех букв фамилии автора:

В первую половину 20 в. ДКД наиболее широко использовалась в американских библиотеках. Начиная с 1960-х годов многие библиотеки, главным образом академические, начали отказываться от ДКД в пользу классификационной системы Библиотеки Конгресса. Это было связано с двумя причинами: неадекватностью ДКД для межбиблиотечного поиска информации и ее неспособностью осваивать новую тематику без радикального пересмотра системы в целом. Суть последней проблемы заключалась в том, что, когда Дьюи создавал свою систему, он описал основные разделы и подразделы, оставив мало вакантных мест для обновления. Новые разделы приходилось «втискивать» в существующую иерархию, что приводило к усложнению шифров или, даже к необходимости полной переклассификации значительной части библиотечных собраний. Начиная с 1960-х годов новые тенденции в науке вызвали необходимость пересмотра классификации книг по психологии (150), социологии (301), праву (340), государственному управлению (350), образованию (370), математике (510) и науках о жизни (570–579). Кроме того, каждое переиздание ДКД сопровождалось сотнями небольших изменений в индексах.

Несмотря на недостатки, ДКД остается краеугольным камнем организации библиотечных материалов. Помимо широкого использования в США, эта система была переведена на многие языки, в том числе французский, испанский, немецкий, арабский, русский, и получила распространение во всем мире. Кроме того, принятие ДКД Компьютерным библиотечным центром в конце 1980-х послужило дополнительным импульсом совершенствования этой классификации для поиска информации в Интернете.

Классификация Библиотеки Конгресса.

КБК с самого начала была плодом коллективной работы под руководством Дж.Хэнсона, заведующего каталогом, и Чарлза Мартела, главного классификатора. В 1898 был разработан раздел по библиографии и библиотековедению. В последующие годы над классификацией работали многие специалисты различных отраслей знания.

В отличие от ДКД, исходившей из абстрактного упорядочения знаний, КБК основана на конкретном материале, т.е. отражает реальные потребности организации фондов Библиотеки Конгресса. С течением времени, однако, КБК была принята и многими другими библиотеками.

Классификация содержит 21 основную категорию с буквенными обозначениями:

A Общие работы

B Философия; психология; религия

Вспомогательные исторические дисциплины

F История: Америка

География; карты; антропология

Общественные науки

Политические науки

Образование

Искусство

Филология и лингвистика; языки; литература

Естествознание и математика

Медицина

Сельское хозяйство

Технология

Военные науки

Военно-морское дело

Библиография; библиотечное дело

Буквы I, O, W, X и Y не используются. Для выделения подразделов используется вторая буква: так, HF обозначает торговлю. Раздел К (право) – единственный в классификации, где для обозначения подразделов применяются три буквы. Для дальнейшей разбивки подразделов используются числа, так что шифр КБК является смешанным, буквенно-цифровым.

Кроме этих шифров, в КБК применяются каттеровские номера для более узкой классификации тематики издания. Например, если ДКД обозначает иерархические взаимосвязи топографических объектов (полушарие, страна, регион и т.д.), то в КБК применяется каттеровская система записи этих объектов в алфавитном порядке.

А2 Алабама

А4 Аляска

А6 Аризона

. А8 Арканзас

С2 Калифорния

Аналогичным образом, при упорядочении конкретных предметов можно располагать их в алфавитном порядке. Так, для обозначения разновидностей кошек КБК шифрует названия пород:

А6 ангорская

В8 бирманская

С6 тигровая

Каттеровский номер используется также для расположения произведений в алфавитном порядке. Книга Тори Уильямса Бирманские кошки (Williams T. Burmese Cats , 1993), получит следующий шифр:

Хотя КБК, как и ДКД, имеет иерархическую структуру, это не всегда представлено в ее шифрах. При классификации кошек как домашних животных получится следующая разбивка:

446 Иллюстративные издания

446.5 Поведение

446.6 Дрессировка

447.5 Разведение

447.6 Кормление

449 Породы A-Z

В данном случае в шифрах используются десятичные знаки для введения новых предметных рубрик. Если бы КБК была аналогична ДКД, тогда при переходе от шифра SF 447.5 (разведение) к SF 447, можно было бы предположить, что последний обозначает более общий раздел, частью которого является кормление кошек. Однако при неиерархической шифровке в КБК это переход к равноправному подразделу. Невозможность сокращения, или «урезания», индексов для перехода к более широкому классу, как это делается в ДКД, не позволяет библиотекам варьировать шифры в соответствии с объемом и тематическим профилем своих книжных собраний, но именно это и обеспечивает важное преимущество КБК: возможность сотрудничества с другими библиотеками, не опасаясь расхождений в индексах. Единообразие классификационных шифров в основном и побудило многие научные библиотеки отказаться от ДКД в пользу КБК.

Универсальная десятичная классификация.

Другой классификационной системой, получившей широкое распространение в Европе, Латинской Америке, России и Японии, является Универсальная десятичная классификация (УДК). Разработанная в 1895 в Бельгии Полем Отле и Анри Лафонтеном на основе пятого издания ДКД, она использовала комбинированные шифры для многостороннего отражения тематики издания. Так, шифр 940:395 обозначает в УДК книгу по истории викингов в Европе. В отличие от систем Дьюи и Библиотеки Конгресса, основное назначение УДК – определить содержание данной единицы хранения, а не ее местоположение на книжной полке. Если же библиотека применяет УДК для организации книжного фонда, то для этой цели обычно используется первая часть шифра. Возможность многостороннего отражения содержания издания и его тематических связей сделала УДК ценным инструментом поиска информации в компьютерных базах данных. УДК издается Международной федерацией документации в Гааге, осуществляющей постоянную ее модернизацию.

Другие классификационные системы.

Помимо вышеописанных трех основных систем классификации, существуют многочисленные системы, созданные для специализированных библиотек. Классификация Национальной медицинской библиотеки, например, была принята большинством медицинских библиотек США. Эта система, выстроенная по образцу КБК, использует букву W (отсутствующую в КБК) для шифрования работ по медицине. Она применяет также неиспользованные деления раздела Q (наука). В остальном остаются неизменными шифры КБК.

Узкоспециализированные библиотеки часто применяют собственные классификационные системы, поскольку универсальные схемы не позволяют адекватно отразить тематику данного собрания.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Электронные источники информации и персональные компьютеры существенно изменили характер деятельности современных библиотек. Бум компьютерных технологий, начавшийся в 1980-е годы, обеспечил возможность экономичного хранения и быстрой передачи данных по компьютерным сетям, а также сложной обработки документов и информации на электронных носителях. Эти перемены сильно преобразили экономические параметры распространения информации, что привело к радикальным сдвигам в издательском деле. Развитие коммуникационных технологий и издательских систем, в свою очередь, породило новые направления в исследовании и поиске информации. В условиях непрерывно растущего потока информации и технологического прогресса библиотеки ищут новые, и нередко революционные, пути решения традиционных задач отбора, организации, хранения и доставки информации.

Автоматизация внутренних библиотечных функций.

Ее начало восходит к 1960-м годам. Проект МАРК, начатый в 1966 году 16 американскими библиотеками для установления стандартного формата каталога машинного считывания, ускорил этот процесс. Стандарт МАРК обеспечил переход к электронным версиям картотечного каталога, что способствовало эффективной организации компьютерных баз данных. Внедрение стандартного каталожного формата позволило библиотекам объединить усилия в работе сначала над картотеками, а позднее и над электронными каталогами. К 1972 модернизированный стандарт МАРК-2 получил международное признание.

Сотрудничество в области каталогизации вызвало к жизни и другие межбиблиотечные проекты. Так, на этой основе возникло несколько региональных организаций, в том числе Библиотечный центр колледжей Огайо, Информационная сеть научных библиотек, Вашингтонская библиотечная сеть и Автоматизированная библиотечная система Торонто. Подобные учреждения библиографического сервиса, располагающие обширными каталогами, представляют ценнейшие источники информации как для библиотечных работников, так и для ученых. К 1990-м годам каталог Огайского центра превысил 35 млн. единиц. Помимо доступа к объединенному каталогу, региональные организации предоставляют библиотекам широкий спектр услуг, в том числе компьютерную связь с издательствами с автоматизированным оформлением закупок, а также межбиблиотечный обмен. На этой основе в 1996 Огайский центр, преобразованный в Компьютерный библиотечный центр, обслуживал уже 22 тыс. библиотек и имел пользователей в 63 странах мира.

Современные библиотечные информационные системы располагают компьютерными программами, обеспечивающими доступ к фондам и информационным ресурсам многих библиотек. С помощью дополнительных модулей можно расширить основные операции – каталогизацию, учет выдачи материалов и доступ к каталогу – набором дополнительных функций. В основу сетевого компьютерного каталога в 1990-х годах была положена библиографическая база данных МАРК с дополнительным программным обеспечением, позволявшим вносить изменения в эту базу данных. Контролю за выдачей материалов способствовало внедрение сканируемых штрих-кодов на обложках изданий.

К середине 1980-х годов автоматизированные библиотечные системы из единичных экспериментов превратились в массовое явление. Крупные провайдеры информационных услуг, такие как Компьютерный библиотечный центр, предлагают системы, адаптированные к книжным фондам и запросам конкретных библиотек. Автоматизированные системы быстро развиваются, идя в ногу с прогрессом компьютерной технологии.

Поиск и доступ к информации.

Печатные указатели, содержащие выходные данные книг и статей, веками служили важным инструментом распространения информации. Начиная с 1960-х годов, издатели стали переводить эти библиографические справочники в электронный формат. В начале 1970-х годов коммерческие компьютерные службы, такие как Диалоговая служба поиска информации, предоставляли возможность интерактивного поиска в тематических базах данных, к примеру, Национальной медицинской библиотеки или Министерства образования США. Разработанная корпорацией «Локхид» в 1972 коллекция ДИАЛОГ, позднее включенная в систему «Найт-Ридер информейшн», к концу 20 в. обеспечила своим клиентам доступ через стандартный интерфейс к сотням базам данных. Успешно развиваются и другие крупные автоматизированные системы.

Появление подобных систем поначалу вызвало спрос на компетентных специалистов, которые могли бы служить посредниками для потребителей. Нужда в таких специалистах была обусловлена высокой стоимостью систем, а также техническими сложностями в их использовании. В середине 1980-х годов начался выпуск баз данных на компакт-дисках, что вызвало революцию потребительского спроса. Библиотека приобретала диск, и время, затрачиваемое на поиск, перестало быть экономической проблемой. Интерфейсы для пользователей существенно облегчают поиск, хотя отсутствие должных навыков подчас снижает его эффективность.

Интернет, международная система передачи данных, в частности Всемирная Паутина, дающая доступ к мультимедийной информации, оказали огромное воздействие на работу библиотек. Библиотечные работники используют Паутину для справочных целей и обеспечения доступа к любым материалам. Постоянно совершенствуясь, Паутина облегчает издательский процесс и быстрое распространение информации.

С ростом числа пользователей базами данных в них все чаще стали включать полнотекстовые материалы. Так, появились электронные версии многих ведущих американских и международных газет, а также цифровые базы данных, графические информационные материалы, отраслевая информация (например, по составу и распространению химических продуктов). Впечатляет и прогресс информации в области гуманитарных наук. Так, сотрудники Калифорнийского университета создали базу данных на компакт-диске, где содержатся практически все сохранившиеся тексты греческой литературы от Гомера до 600 н.э., снабженные научными комментариями.

Стандарты технологий, применяемых для обработки информации, постоянно модернизируются. Важный международный стандарт Z39.50 был разработан в середине 1990-х годов для унификации информационных систем. В 1994 университет Джорджии запустил пилотный проект ГАЛИЛЕЙ с использованием «Сайт-Серч» – пакета программ Огайского центра в стандарте Z39.50. «Сайт-Серч» был создан для обеспечения доступа библиотек к удаленным базам данных (как коммерческим, так и бесплатным), а также для построения уникальных локальных баз данных. Аннотации и полные тексты из более чем 1000 журналов аккумулируются посредством ГАЛИЛЕЯ в базе данных, к которой имеют доступ все высшие учебные заведения Джорджии.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ

Термин «редкие книги» употребляется довольно широко, без четко фиксированного значения. Традиционно его применяли к отдельным книгам или книжным собраниям, отличающимся исторической значимостью, эстетическими достоинствами и большой ценой. Такие книги, часто являющиеся памятниками культуры, могли иметь ценность как ввиду особенностей изготовления и оформления, так и содержательной значимости. В библиотеках их, как правило, выделяют из общего фонда в отделы редких книг, где они сохраняются для потомков.

После Второй мировой войны выросли как число, так и объемы подобных собраний. Они стали и более разнообразными по содержанию. Учитывая материальную ценность, уникальность и историческую значимость отдельных книг, библиотеки пересматривают само понятие «специальных собраний». Эти собрания по-прежнему включают редкие издания, однако больший акцент теперь делается на ценность коллекции в целом, а не только ее отдельных экземпляров. Обычно специальные собрания группируются вокруг конкретной тематики, и их стараются сделать как можно более полными по охвату материала. Для исчерпывающей полноты в тематические собрания включают как весьма редкие, так и достаточно обычные материалы – к примеру, с первым изданием пьес Шекспира могут соседствовать новейшие исследования этих пьес. С той же целью книжные издания могут дополняться другими материалами – рукописями, фотографиями, грамзаписями, компьютерными файлами и бытовыми объектами (такими, как пишущая машинка автора, локон его волос или его любимая трость).

Диапазон возможной тематики собраний практически неограничен. Одни специальные собрания могут быть посвящены культурному или историческому феномену (например, колдовству или европейскому социализму), другие – различным историческим персонажам (таким, как Наполеон, Линкольн или Индира Ганди), третьи – целым историческим эпохам (например, эпохе Французской революции). Литературные собрания могут фокусироваться на великих писателях прошлого и их шедеврах. Однако в последнее время они все чаще посвящены широким литературным течениям и включают произведения малоизвестных писателей, чтобы представить литературный контекст, позволяющий лучше понять и оценить достижения известных авторов. Специальные собрания могут быть посвящены и современным течения и писателям.

Хотя почти любую тематическую подборку в библиотечном фонде можно назвать специальным собранием, обычно этот термин обозначает особым образом организованную коллекцию, под которую выделено специальное помещение и хранение которой поручено компетентному персоналу. Небольшие собрания можно разместить в одном из помещений библиотеки (как это делают в публичных или университетских библиотеках), другие могут быть настолько обширными, что для них отводят отдельное здание. Специальные собрания могут иметь статус независимой научной библиотеки или подразделений публичных или университетских библиотек.

Доступ.

Читатели большинства библиотек обычно имеют свободный доступ к книжным собраниям на открытых полках. Однако по причине уникальности и ценности материалов специальных собраний их использование жестко регламентировано и ограничено. Здесь нет открытых полок для свободного доступа, и пользоваться материалами можно лишь в особых читальных залах под контролем библиотечных работников. В разных библиотеках правила оформления допуска к специальным собраниям различны, так что читателям приходится узнавать о них заблаговременно. В европейских библиотеках действуют в целом более жесткие ограничения – требуются, в частности, рекомендательные письма с указанием статуса читателя и цели его работы со специальным собранием.

Библиотека Конгресса (Вашингтон, США). Отдел редких книг и специальных собраний содержит обширные подборки первых печатных изданий и документов по ранней истории США. Фонд инкунабул (книг, напечатанных до 1501) является крупнейшим в Северной Америке. Многочисленные специальные собрания охватывают широкий круг тем: Реформация, анархизм, воспоминания бывших рабов, Бенджамин Франклин, Зигмунд Фрейд, Томас Джефферсон, Редьярд Киплинг, Жюль Верн, Уолт Уитмен и др.

Ватиканская библиотека (Италия). Созданная в 1451 папой Николаем V «для общего блага ученых», библиотека является хранилищем ценнейших собраний редких книг и рукописей. Гордость ее фондов – ранние печатные издания, в том числе 8 тыс. инкунабул. Здесь хранится более 150 тыс. рукописей, датируемых от 2 в. н.э. до эпохи Возрождения, в том числе некоторые из самых ранних списков сочинений Аристотеля, Данте, Евклида, Гомера и Вергилия. В библиотеке также хранятся гравюры, карты, рисунки и ок. 300 тыс. греческих, римских и папских монет и медалей.

Британская библиотека (Лондон, Англия). Британская библиотека (ранее – Библиотека Британского музея) была создана в 1753. Здесь хранится обширная коллекция инкунабул и крупнейшее в мире собрание британских печатных изданий. Богатые собрания отдела рукописей включают греческие и латинские папирусы, рукописные кодексы поздней античности и Средневековья (например, знаменитые Линдисфарнские Евангелия 7 в.), рукописные архивы крупных писателей (в том числе Джейн Остен, Чарлза Диккенса, Джеймса Джойса), а также колоссальные собрания нот и географических карт.

Национальная библиотека (Париж, Франция). Специальные собрания библиотеки распределены между несколькими отделами. Отдел редких книг содержит тысячи изданий, в том числе инкунабул, а также подборку наиболее значительных книг от 16 в. до наших дней. Среди раритетов этого собрания – корейские печатные издания, на десятилетия опередившие Гутенберга, и изумительные шедевры французской полиграфии 20 в. Критерием отбора редких книг является не только содержание, но и полиграфическое исполнение – уникальные особенности переплета, шрифта, иллюстраций. Некоторые книги содержат интересные пометки и являются не только литературными, но и культурными памятниками эпохи.

В Европе специальными собраниями располагают также многие национальные, региональные и университетские библиотеки. Среди последних крупнейшие собрания, представляющие научный интерес, хранятся в библиотеках Оксфорда и Кембриджа.