Монитор ударный. Мониторы


Ударный

Исторические данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2–130-мм установки Б-7
  • 2x2–45-мм башенные установки 41 К
  • 4 х 4–7,62-мм пулеметные установки М-4

Боекомплект

  • 130-мм - 200 шт
  • 45-мм - 1000.

Первый советский речной монитор «Ударный» - спроектированный еще вначале 20х годов, открывает историю создания советских речных мониторов . Спущен на воду в 1932 году. Участвовал в боях против немцев. Был потоплен 20 сентября 1941 г. в результате неравного боя в Егорлыцком заливе, отбиваясь от немецких бомбардировщиков.

История создания

Учитывая оперативно-стратегическое положение Днепра как естественной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также его правых притоков, выводящих непосредственно к государственной границе, в июне 1931 г. на базе отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия. Речных кораблей для нее не было, но в конце 1930 г. в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею для Днепровской военной флотилии» по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали «Ударный».

Конструкция

Он представлял собой плоскодонное, относительно широкое низкобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башенноподобными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы «Максим».

МОНИТОР «УДАРНЫЙ»: 1 - гюйс-шток со штаговым огнем, 2 - крамбол, 3 - носовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 4 - рубка, 5 - башенка двухметрового дальномера, 6 - прожектор 60 см, 7 - радиоввод, 8 - пост управления зенитным огнем (полутораметровый дальномер), 9 - прожектор 45 см. 10 - топовый огонь, 11 - подъемный корректировочный пост, 12 - клотиковый огонь (верхний - красный, нижний - белый), 13 - фок-мачта, 14 - флагманский огонь, 15 - верхний кильватерный огонь, 16 - кожух дымовой трубы. 17 - счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет (4 шт.), 18 - рында, 10 - трап, 20 - вентиляционная головка (4 шт.), 21 - кормовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 22 - подбашенная рубка, 21 - лучевая радиоантенна, 24 - кормовой якорно-швартовный шпиль, 25 - флагшток, 26 - нижний кильватерный огонь, 27 - кормовой якорь Холла, 28 - швартовный клюз (2 шт.), 29 - носовой якорь Холла, 30 - шпигат, 31 - привальный брус (2 шт.), 32 - спасательный круг (8 шт.), 33 - забортный трап, 34 - газовыхлоп главного двигателя (2 шт.), 35 - перо руля (2 шт.), 36 - оттяжной ролик (2 шт.), 37 - носовой якорный шпиль, 38 - трап, 39 - швартовная вьюшка (2 шт), 40 - кнехт (6 шт.), 41, 43, 44, 46 - люки, 42 - багор, 45 - баллоны (6шт.), 47 - корзина (4шт.), 48 - шлюпбалка (2 шт.), 49 - Ял-4, 50 - вентиляционная головка (33 шт.), 51 - киповая планка (4 шт.), 52 - палубный клюз (3 шт.), 53 - горловина, 54 - палубные ящики, 55 - сходня, 56 - 130-мм носовое орудие типа «Б-7», 57 - наметка, 58 - 130-мм кормовое орудие типа «Б-7», 59 - шлюпбалка, 60 - моторный катер, 61 - световой люк, 62 - трапбалка, 63 - световой люк (4 шт.). 64 - фонарь машинного отделения, 65 - лагун (2 шт.), 66 - световой люк (2 шт.), 67 - башенка счетверенного зенитного пулемета (4 шт.), 68 - сваи (2 шт.), 69 - цепной стопор Легофа (3 шт.), 70 - кошма, 71 - лом (2 шт.), 72 - ведро (2 шт.), 73 - трап (2 шт.), 74 - аварийный пластырь, 75 - огнетушитель (4 шт.), 76 - пожарный гидрант (3 шт.), 77 - корзина с пожарным рукавом (3 шт), 78 - бортовые отличительные огни, 79 - ручная лебедка для подъема мачты, 80 - скоб-трап (6 шт.), 81 - гребной винт (2 шт.), 82 - кронштейн гребного вала (2 шт.), 83 - стабилизатор (2 шт.), 84 - гребной вал (2 шт.), 85 - туннель гребного вала.

Энергетическая установка

Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы МАН общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.

Корпус

Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных отсеков. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн.

Вооружение

Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблем и отличался, прежде всего, своей архитектурой. Хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для «Ударного» создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Далее стал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.

Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда на это мало обращали внимание, так как считали, что течение реки превалировало над ветровым сносом.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера «Барр и Струд», размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, «Ударный» мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный 1,5-м зенитный дальномер.

Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах - чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу II мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже безнадежно морально устарели, а потому «Ударный» оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Окраска корабля

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный («графитовка»); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

История службы

25 июня 1941 года.

«Мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Донской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.

Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.

Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат».

Последний бой.

Утро 20 сентября 1941 года выдалось туманным и дождливым, так что стягивавшиеся к селу Ивановка (расположившемся на берегу Егорлыцкого залива), фашистские силы не заметили стоявшего на рейде монитора «Ударный». Не заметили, пока тот не обрушил на врага всю свою мощь, фашистам пришлось остановиться, а затем и отступить. Однако к полудню туман рассеялся и в атаку на «Ударный», ринулись немецкие бомбардировщики. Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов, но за ним последовали второй, третий, четвертый… Моряки продолжали неравный бой до конца, уже лишенный хода, получивший множество повреждений корабль ожесточенно поливал врага огнем.

Тут произошло одно примечательное событие, неизвестно по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить по юнкерсам шрапнелью, однако ошарашенные лётчики на время прекратили свои атаки. Но вскоре налёты возобновились, уже ничто не могло спасти «Ударный», слишком неравными были силы, один корабль против двух десятков бомбардировщиков. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ посадить уцелевших в единственную оставшуюся невредимой шлюпку, после чего корабль опустился на дно.

Память

Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории - бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.

В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...

Галерея

Преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника.

Описание проекта

Характерными особенностями американских башенных мониторов являлись: малая осадка , очень низкий надводный борт (всего 60 - 90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен). По мнению официального историографа американского флота Ч. Бойнтона новый проект являл собой полную противоположность всем прежним типам военных кораблей (прежде всего из-за особенностей движения «прорезающий или ныряющий в волнах»), нивелировал разницу между 100-пушечным кораблем и двух-пушечной вращающейся батареей и обозначал новую эру в истории государств. В мониторах толстая броня и крупнокалиберная артиллерия сочеталась с плохой мореходностью , малой плавучестью и низкой дальностью действия, поэтому мониторы были очень хороши в бою и очень плохи в самом плавании. Большая часть мониторов находилась ниже уровня воды и вентилировалась через башню, поэтому газеты тех лет сравнивали мониторы со слонами, переходящими вброд реку под водой и получающими воздух из атмосферы через хобот. Причина популярности мониторов в США заключалась в отсутствии необходимости для американцев того времени в дальних морских походах и использовании мониторов для гражданской войны в мелководных прибрежных районах. Однако европейские инженеры подвергли резкой критике проекты американских мониторов из-за плохой мореходности и указали на необходимость возвышения над поверхностью воды для плавания в открытом море, а также хорошего освещения и вентиляции, поэтому в Европе стали строить высокобортные броненосцы. От идеи мониторов более поздние проекты броненосцев унаследовали стягивание всей артиллерии в несколько мощных огневых точек с прикрытием броней повышенной толщины вместо расположения пушек вдоль всего борта, а также идею сплошного бронирования корпуса выше ватерлинии .

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 годов американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.

В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан » (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля -

Если с речными канонерскими лодками в советском флоте времен войны особых проблем не возникало, то с мореходными кораблями этого класса в РККФ дело обстояло совсем плохо. От огромного прибрежного флота, созданного в России на рубеже веков, ни осталось почти ничего -- хотя корабли береговой обороны, которым не требуются мощные силовые установки и высокая скорость, обычно устаревают медленнее.

Наиболее мощными артиллерийскими прибрежными кораблями всю войну оставались на Черном море -- канонерские лодки типа «Эльпидифор», на Балтике -- совсем древняя (хоть и мощная) канонерка «Красное Знамя» (бывший «Храбрый») постройки 1895 года и канонерки, переоборудованные из грунтовозных шаланд Спецгидростроя НКВД. Последние корабли оказались очень удачными и надежными, они даже несли бронирование -- но все равно не являлись кораблями специальной постройки и отличались слабой мореходностью.

Канонерская лодка "Красное знамя", вид на 1943 год

Канонерская лодка "Селемджа"


Единственными современными мореходными артиллерийскими кораблями прибрежного действия стали три монитора типа «Хасан», строившиеся для нижнего течения Амура и Татарского пролива, но они вступили в строй уже к концу войны. В основном же советское «прибрежное» кораблестроение 1930-х годов сосредоточило свое внимание на речных артиллерийских кораблях -- мониторах и бронекатерах.

Бронекатер проекта 1124

Лишь в годы войны начали строиться «шхерные мониторы» проекта 161 -- по сути, мореходный вариант речных бронекатаров проекта 1124, с увеличенным более чем в три раза водоизмещением, усиленной броней и зенитной артиллерией. Но главным их оружием остались все те 76-мм пушки в башнях от танка Т-34, плохо приспособленные для стрельбы по морским целям. Только в 1945 году на смену проекту 161 пришел усовершенствованный проект 186 с таким же водоизмещением, но 85-мм универсальными пушками в специальных морских башнях с центральной наводкой...

Мореходный бронекатер проекта 161

Мореходный бронекатер проекта 186

В результате всю войну и на всех флотах в качестве канонерок для обстрела берега приходилось использовать миноносцы типа «Ураган» и даже быстроходные тральщики, а также старые эсминцы типа «Новик». Между тем основными для надводных кораблей в годы войны оказались именно действия против береговых целей. Не удивительно что к концу войны Наркомат ВМФ поднял вопрос о проектировании новых кораблей этого класса.

Однако мнения комиссии по проработке новых типов кораблей, работавшей в январе-феврале 1945 года, неожиданно разделились, причем весьма кардинально. Дело в том, что выработкой предложений по прибрежным артиллерийским кораблям занялось сразу две подкомиссии. Одну из них возглавлял контр-адмирал П.А. Трайнин -- в то время помощник начальника Главного морского штаба, а до этого начальник штаба Волжской военной флотилии. Второй руководил вице-адмирала П.С. Абанькин, ранее командовавший Амурской военной флотилией.

Собственно, официально подкомиссия Трайнина занималась канонерками, мониторами и бронекатерами -- то есть в первую очередь речными судами. Подкомиссия Абанькина занималась кораблями береговой обороны -- мониторами, канонерскими лодками и плавбатареями. Однако по факту обе подкомиссии в первую очередь сосредоточились на морских судах, которые по умолчанию тоже входили в сферу интересов первой.

Обе подкомиссии сошлись на том, что слабо защищенные канонерские лодки для действий против берега неэффективны, и вместо них надо строить сильно защищенные корабли -- мониторы. Здесь моряки угодили в терминологическую ловушку, ведь монитор означает не просто сильную броню, но и определенную, довольно жесткую схему артиллерийского вооружения: небольшое число очень мощных орудий, расположенных в одной или двух башнях с максимальными углами обстрела. Однако еще со времен Русско-Японской войны морских канонерских лодок мы почти не строили («Эльпидифоры» изначально были десантными судами), а все крупные речные артиллерийские корабли специальной постройки у нас традиционно именовались «мониторами». (И в общем даже справедливо -- те же корабли типа «Железняков» имели классическую схему эриксоновского «Монитора»: два орудия в башне с круговым обстрелом и боевая рубка над этой башней).

Далее мнения кардинально разошлись. Подкомиссия Трайнина сочла, что британские крупнокалиберные мониторы в годы Второй мировой ничем себя не проявили, и поэтому для Балтики и Черного моря нам вполне хватит среднего монитора -- облегченного аналога дальневосточного «Хасана»: водоизмещение в пределах 2500 т, скорость 15 узлов, вооружение -- две спаренных универсальных 130-мм установки, по четыре счетверенных 45-мм и 25-мм зенитных автомата, а также возможность брать на борт мины заграждения. Бронирование: борт 85 мм, палуба 65 мм. Фактически это был аналог разрабатывавшейся еще в конце 30-х мореходной канонерской лодки проекта 61, но с заменой 152-мм орудий на универсальные 130-мм (дававшие тот же вес минутного залпа), усилением МЗА, установкой РЛС и противолодочного вооружения.

Предварительная схема среднего монитора, представленная комиссией Трайнина

Напротив, подкомиссия Абанькина сочла, что 130-мм калибр для корабля береговой обороны -- крайне мало, а британские мониторы прекрасно проявили себя в Первую мировую войну. В первом случае она была абсолютно права: морские орудия обладают над сухопутными преимуществом в дальности стрельбы, но в итоге их снаряд, подвергающийся большим нагрузкам, несет больше метала и меньше взрывчатки. В результате 130-мм морской снаряд оказывается слабее, чем снаряды 122- и 152-мм корпусной артиллерии.

Довоенный проект мореходной канонерской лодки пр. 61

Поэтому подкомиссия Абанькина сочла необходимым вернуться к 152-мм канонерке проекта 61, а также начать разработку проекта большого монитора для Балтики по образцу британских, но с дизельной силовой установкой. Характеристики монитора определялись следующие: водоизмещение 7500 т, главные размерения 116 * 27 * 3,6 м, скорость 16 узлов при дальности плавания 16 000 миль. Артиллерия -- два 305-мм орудия в броневой башне с максимальным углом обстрела, а также по восемь 85-мм и 45-мм зенитных орудий. Бронирование: борт 180 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, палуба 100 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, траверсы 200 мм носовой и 180 мм кормовой. Боевая рубка имела 300-мм стенки, 100-мм крышу и 25-мм пол.

Одна из реконструкций проекта "большого монитора" комиссии Абанькина. Откуда взяты его характеристики -- неизвестно

Однако внезапно Наркомат ВМФ решил, что вариант большого монитора комиссии Абанькина... слишком мал. И даже понятно, почему. Ведь на Балтике имелись корабли этого класса, заметно превосходящие его по вооружению -- шведские и финские броненосцы береговой обороны. Три шведских броненосца типа «Свериге» при стандартном водоизмещении около 7000 тонн и турбинной силовой установке несли по четыре 283-мм орудия, 200-мм пояс и палубу до 45 мм, а вдобавок развивали скорость до 23 узлов. Финские «Ильмаринен» и «Вайнемяйнен» при стандартном водоизмещении 3900 тонн и дизель-электрической силовой установе несли четыре 254-мм орудия, но гораздо меньшую скорость (всего 16 узлов) и куда более слабую броню -- 55 мм борт и лишь 20 мм палубу; фактически это были не броненосцы, а большие канонерские лодки. Правда, первый из них подорвался на мине в октябре 1941 года, однако второй всю войну рассматривался моряками-балтийцами как самый крупный морской противник -- недаром в 1944 году за ним так активно охотилась авиация КБФ.

Шведские броненосцы береговой обороны

Финский броненосец "Вайнемяйнен" (советский "Выборг")

Поэтому 20 апреля Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил собственное оперативно-тактическое задание на проектирование морского монитора со стандартным водоизмещением в 9000–11000 тонн и осадкой до 5,7 м. Главный калибр должен был состоять из двух башен с двумя 220-мм орудиями каждая (170 выстрелов на ствол); предлагалось также просчитать вариант с двумя трехорудийными башнями -- как на крейсере проекта 82. Универсальный калибр состоял из шести спаренных стабилизированных 100-мм установок с нижней подачей боезапаса (по 250 выстрелов на ствол), а также четырех-шести счетверенных 45-мм зенитных автоматов.

Броня цитадели рассчитывалась на защиту от 250-кг фугасных бомб и 152-мм бронебойных снарядов с дистанции до 45 кабельтовых, оконечности -- от 152-мм фугасных снарядов. Силовую установку следовало проработать в двух вариантах -- турбинном и дизельном. Она должна была обеспечить кораблю скорость полного хода 24 узла, хотя предлагалось просчитать варианты со скоростью в 22, 20 и 18 узлов. Характерно, что скорость свыше 24 узлов не предусматривалась -- для этого требовалось значительно увеличить мощность силовой установки, что вело к росту водоизмещения корабля. Крейсерская скорость (длительная) -- 18 узлов, экономическая -- 14 узлов.

По сути это был корабль крейсерского класса, поэтому особо отмечалось, что средства связи и управления огнем он должен нести по схеме легкого крейсера. Посты и системы управления огнем должны были обеспечивать возможность одновременного ведения огня 220-мм калибром по одной видимой либо невидимой морской или береговой цели при возможности управления огнем самостоятельно из каждой башни по видимой цели на ходу и по невидимой -- с якоря. 100-мм универсальный калибр должен был вести огонь сосредоточенно одним бортом по одной цели либо раздельно каждой установкой по своей воздушной или морской цели, 45-мм автоматы -- сосредоточенно всем бортом по одной цели либо каждой установкой отдельно по своей. Также должно было предусматриваться и противолодочное вооружение -- 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя.

Совершенно очевидно, что этот проект не имел ничего общего с рекомендациями подкомиссии Абанькина и предназначался для противостояния быстроходным шведским броненосцам. Причем противостояния «несимметричного». Очевидно, что защиту против 283-мм снаряда предусмотреть было невозможно, однако и броня шведского корабля никак не защищала от 220-мм снаряда: на тех дистанциях, где он переставал пробивать пояс, он давно уже падал под большим углом и легко пробивал палубу.

Шведское 283-мм орудие обр. 1912 года (реально изготовлялось с 1917-го) имело дальность 105 кабельтовых и скорострельность 3–4 выстрела в минуту, его снаряд весил 305 кг. Расчетная дальность стрельбы 220-мм орудия СМ-40 (находящегося только в стадии проектирования) составляла 265 кабельтовых, скорострельность -- до 6 выстрелов в минуту, а вес снаряда -- 176 кг. То есть шведский броненосец в минуту выпускал 3660–4880 кг металла, а его «конкурент» -- 4220 кг (или 6330 кг в шестиорудийном варианте) при значительно большей дальности и точности.

«Результаты выполненного по Вашему приказанию Управлением Кораблестроения ВМФ подсчета главных элементов монитора (в четырех вариантах):

I -- 220 мм, борт 150, палуба 75 мм
II -- 305 мм, борт 150, палуба 75 мм
III -- 305 мм, борт 250, палуба 125 мм
IV -- 406 мм, борт 250, палуба 125 мм

В связи с отказом Артиллерийского Управления срочно сообщить Управлению Кораблестроения необходимые для выполнения расчетов весовые данные 12’’ и 16’’ артустановок, Управлением Кораблестроения подсчитаны и приняты следующие ориентировочные веса башенных установок этих калибров:

12’’ двухорудийная башня (стенки 150 мим, крыша 75 мм) -- 900–950 тонн
То же с о стенками 250 и крышей 125 мм -- 1100 тонн
16’’ двухорудийная башня (стенки 250 мим, крыша 125 мм) -- 1600 тонн

Расчеты выполнены в первом приближении
АУ ВМФ дано задание Артиллерийскому Научно-исследовательскому морскому институту подсчитать данные башенных установок для уточнения расчетов».

К докладу Исаченкова прилагалась следующая таблица со сравнительными элементами проработанных вариантов «монитора». По ней особенно заметно, что корабли с 305-мм и 406-мм орудиями рассматривались как не скоростные -- 15–16 узлов вместо 22–24.

Днепр, могучая река длиною в 2201 километр, исстари являлась естественной западной границей русской земли. Использование Днепра как есте­ственной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также то, что правые притоки реки выходят непосредственно к государственной границе, привел к тому, что в июне 1931 г. на базе Отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия СССР. Речных боевых кораблей для нее не было, изначально там служили мобилизованные гражданские суда, но в конце 1930 г. в Киеве на заводе "Ленинская кузница" заложили полноценный военный корабль - "самоходную плавучую батарею для Днепровс­кой военной флотилии" по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали "Ударный".


Монитор "Ударный" представлял собой плоскодонное, относительно широкое низ­кобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось
выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башеннопо­добными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы "Максим".
Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных от­секов. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн. Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы MAN общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.
Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблём и отличался, прежде всего, своей архитектурой, хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для "Ударного" создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Таким образом, встал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.
Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда считалось, что течение реки превалировало над ветровым сносом и в случае с речным монитором парусностью можно пренебречь.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера "Барр и Струд", размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, "Ударный" мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный зенитный дальномер с базой в полтора метра.
Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К со спаренными 45-мм пушками и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу Второй Мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже устарели, а потому "Ударный" оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный ("графитовка"); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

В составе Днепровской флотилии монитор "Ударный" служил до 1940 года. После присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины в руках Красной армии оказалось подавляющее большинство вымпелов бывшей Пинской флотилии Польши. Состояние этих трофеев было приемлемым и они были введены в состав речной флотилии. Таким образом в Днепровской флотилии оказалось сконцентрировано излишнее количество артиллерийских кораблей, в то время как на Дунае, по которому проходила новая граница СССР, бронированных речных кораблей не было. Для соблюдения баланса в количестве речных боевых кораблей с Королевством Румыния и усилением южной границы в июне 1940 года Днепровская флотилия была расформирована, её корабли и суда вошли в состав новообразованных Дунайской и Пинской военных флотилий. Монитор "Ударный" оказался на Дунае и базировался на Измаил.

Речные мониторы Дунайской военной флотилии "Ударный" и "Мартынов" в пункте базирования в Измаиле. Снимок сделан румынской морской разведкой

Великая Отечественная война для "Ударного" началась 25 июня 1941 года. Сводки с фронта сообщали, что "мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Дунайской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.
Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.
Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат"
.


"Ударный" на довоенном смотре, вид с кормы

Отходя от официальных идеологически выдержанных сообщений, нужно сказать, что на начало 1941 года Дунайская военная флотилия Черноморского флота имела в своём составе 5 мониторов, 22 бронекатера проекта 1125, 7 катеров-тральщиков (по советской классификации - речные тральщики), 6 полуглиссеров, 1 минный заградитель, 17 судов обеспечения. Также флотилии были оперативно подчинены 1 истребительная эскадрилья ВВС ЧФ, 5 артиллерийских батарей, 1 зенитно-артиллерийский дивизион и другие части Дунайского сектора береговой обороны Черноморского флота (ДуСБО ЧФ). Кроме того, на Измаил базировался 4-й Черноморский отряд пограничных судов (4 ЧОПС) Морской пограничной охраны НКВД СССР, имевший более 30 пограничных катеров (в том числе типа "МО"), которые влились во флотилию после начала боевых действий.
Мониторы "Ударный" (флагман флотилии), "Железняков", "Жемчужин", "Мартынов" и "Ростовцев" составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25-26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н.О. Абрамову: "Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае" .

После прорыва кораблей флотилии в Одессу, а затем перехода в Николаев, мониторы "Жемчужин" и "Ростовцев" были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор "Мартынов" принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически - после форсирования немцами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки взорвали свои корабли и сражались на суше.

Монитор "Ударный" же избежал участи "Жемчужина", "Мартынова" и "Ростовцева" и был перебазирован на Тендровский боевой участок.
11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме Вермахт прорвал фронт обороны советской 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы "Ударный", "Железняков", и бронекатера.

"Ударный" под командованием капитан-лейтенант М.Д. Прохорова дал свой последний бой 19 сентября 1941 года, находясь в мелководном Ягорлыцком заливе Чёрного моря. Пользуясь погодными условиями - туманом со стороны моря - он обстреливал подъездные дороги к селу Ивановка, остановив немецкую механизированную колонну и нанеся ей значительный ущерб в материальной и живой силе. Однако к полудню туман рассеялся, монитор стал прекрасно видимой мишенью и в атаку на него были отправлены немецкие пикировщики "Юнкерс" Ju-87. Считается, что атаку на корабль совершили самолёты из 6-й эскадрильи (6 Staffel) 77-го крыла пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 77, Stg 77)


Эмблема 77-го штурцкампфгешвадера

Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов. Остальные самолёты, видя, что нос монитора фактически не имеет зенитного вооружения, атаковали его практически безнаказанно, так как единственная находившаяся на носу башня со спаренными 45-мм скорострельными пушками была выброшена взрывом бомбы за борт. По воспоминаниям выживших моряков, во время авианалёта орудия главного калибра "Ударного" стреляли по самолётам шрапнелью.
Нужно отдать должное высокому боевому духу, выучке и дисциплине экипажа небольшого корабля - растерянности и паники не возникло после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, не покинули своих постов и продолжали отстреливаться из зенитных пулемётов. Командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.
11 бомб попали в монитор, одна из низ вызвала детонацию погребов башен главного калибра. Одна из башен взрывом была выброшена за борт. Окутанный клубами дыма "Ударный" начал быстро тонуть. Командир дивизиона живучести монитора капитан-лейтенант В.А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту моряки усилили огонь по самолетам. Умирающий, охваченный огнём монитор продолжал сопротивляться: очередной "Юнкерс" был сбит оставшимся на борту после ухода шлюпки зенитчиком Александром Магницким. Этот сбитый "лаптёжник" стал последней жертвой речного корабля - с развевающимся военно-морским флагом "Ударный" лёг на дно.

Командир монитора "Ударный" капитан-лейтенант И.А. Прохоров

В 1963 году остов "Ударного" был обнаружен аквалангистами подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота.


В 1977 году на морском берегу в Покровке нашли человеческие останки. Бывший председатель сельсовета Павел Книга принял решение перезахоронить их там, куда не достает море. Рядом поставили деревянный крест. Впоследствии об этой могиле узнал директор местной школы Александр Кучеренко. Он выяснил, что на побережье похоронен старшина второй статьи с монитора "Ударный" Виктора Прокофьевича Савченко. С тех пор ученики Покровской школы переписываются с теми моряками, кто остался жив. Постепенно удалось собрать уникальный материал о мониторе "Ударный"
В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25"N 31°53"E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.

16 июня 2018 года начались . Пиротехников возглавил начальник группы - водолазный специалист ГПР и СВР АСО СН ГУ ГСЧС Украины в Херсонской области, подполковник службы гражданской защиты Андрей Кочетов. 6 августа 2018 года работы по разминированию монитора "Ударный" были благополучно завершены. Всего на поверхность подняли и уничтожили 1129 боеприпасов различных калибров. Также водолазами были подняты со дна лимана . Все поднятые артефакты отреставрированы и ныне находятся в Национальном музее-заповеднике "Битва за Киев в 1943 году".

За многочисленные дополнения, указания и сведения по монитору "Ударный" огромное спасибо хочу сказать Сергею Гафарову из киевской общественной организации "Товарищество ветеранов разведки Военно-Морского Флота" - без его помощи этот пост не случился бы!

Первые выстрелы в Великой Отечественной войне зенитчикам Черноморского флота довелось сделать 22 июня 1341 года в 3,15 при отражении налета фашистской авиации на Севастополь, а через 45 минут война началась и для моряков Дунайской военной флотилии: в 4 часа утра румынская артиллерия на правом берегу Дуная открыла огонь по советским кораблям, стоявшим на рейде Измаила. В ее состав тогда входили 6 вооруженных глиссеров, 7 тральщиков, 22 бронекатера и 5 мониторов («Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»).

Историю создания советских речных мониторов открывает «Ударный», спроектированный для Днепровской военной флотилии еще в конце 20-х годов. Спущенный на воду в 1931 году, он через три года вступил в строй и представлял собой мощный артиллерийский корабль, вооруженный двумя 130-мм и четырьмя 45-мм орудиями, а также четырьмя счетверенными пулеметами «максим». За «Ударным» последовал «Активный», тоже предназначавшийся для Днепровской флотилии, но в 1933 году переведенный на Амур. При меньшем водоизмещении (214 т по сравнению с 385 т), мощности дизелей (1300 л. с. по сравнению с 1600 л. с.) и скорости (8,9 узла по сравнению с 11,6 узла) он уступал «Ударному» и в вооружении - вместо двух 130-мм орудий нес два 102-мм. Но зато броневая защита на нем была гораздо основательнее: если на «Ударном» 8-мм противопульную броню имели только орудия и боевая рубка, то на «Активном» был установлен 20-мм броневой пояс и 16-мм броневая палуба. Испытания показали, однако, что на ходу монитор плохо слушался руля, сильно зарывался носом, а неудачная конструкция боевой рубки, вращавшейся вместе с башней, затрудняла управление кораблем.

Взяв за основу «Активный», главный конструктор А. Байбаков спроектировал более совершенный корабль. Для уменьшения дифферента на нос девятиугольную орудийную башню кругового обстрела сдвинули к корме. Над ней возвышалась боевая рубка, закрепленная на неподвижной 750-мм трубе, вокруг которой вращалась башня, с двумя 102-мм орудиями. Благодаря увеличению угла возвышения до 60° эти орудия могли вести огонь по самолетам. Три 45-мм орудия размещались в двухорудийной носовой и одноорудийной кормовой башнях. Зенитное вооружение состояло из трех счетверенных «максимов». При водоизмещении 230 т осадка монитора не превышала 0,9 м. Улучшили и бронирование: борт защитили 16-20-мм броней.

Головной корабль новой серии «Железняков» заложили на киевском заводе «Ленинская кузница» осенью 1934 года, через двенадцать месяцев он был спущен на воду, а 6 ноября 1936 года вступил в строй. За ним в состав Днепровской флотилии вошли однотипные «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Флягин» и «Ростовцев».

Речной монитор «Ударный»:

Спущен на воду в 1931 году, вступил в строй флота в 1934-м. Водоизмещение 385 т, мощность дизелей 1600 л. с, скорость хода 11,6 узла. Длина наибольшая 53,6, ширина 11,1, осадка 0,82 м. Бронирование: рубка и орудийные щиты 8 мм. Вооружение: два 130-мм орудия, четыре 45-мм пушки, четыре счетверенных пулемета «максим». Послужил прототипом для дальнейших серий советских речных мониторов.

В годы второй пятилетки советские кораблестроители приступили к проектированию кораблей для нижнего течения Амура и Татарского пролива. За основу этих разработок был взят проект 1915 года - тяжелый четырехвинтовой монитор водоизмещением 1400 т, вооруженный шестью 120-мм орудиями. Три новых монитора, заложенных 18 апреля 1936 года, сначала получили названия в честь героев гражданской войны - «Сибирцев», «Серышев» и «Лазо», а впоследствии были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш». Это были самые сильные в мире речные корабли: водоизмещение каждого составляло 2400 т, суммарная мощность дизелей равнялась 3600 л. с., они могли развивать скорость 15,1 узла. В вооружение тяжелых амурских мониторов входили шесть 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий. Толщина броневого пояса - 75 мм, палубы - 40 мм. Сравнительно высокий полубак позволял кораблям выдерживать волнение до 7 баллов, что было немаловажно при плаваниях в неспокойном Татарском проливе. Война затормозила достроечные работы, и эти мониторы практически вступили в строй после окончания боевых действий.

В июне 1940 года в Измаиле стали создавать Дунайскую флотилию. В ее задачи входило поддерживать приречные фланги сухопутных войск и десантов, высаживать тактические десанты, обеспечивать противоминную оборону Дуная, переправу и перевозки войск, а также вести борьбу с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов - «Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев». Эти корабли в числе первых вступили в бой

с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить…

19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда. Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. 19 сентября у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков монитор «Ударный»…

Из всех мониторов советской постройки, принявших на себя первый удар вражеских полчищ, самая удивительная и счастливая судьба выпала на долю «Железнякова», снискавшего себе славу «неуловимого монитора». После ухода из Измаила «Железняков» участвовал в обороне Николаева и Херсона, совершил переход в Севастополь. После расформирования Дунайской флотилии 20 ноября 1941 года сражался в составе Азовской флотилии вплоть до сентября 1942 года и, прорвавшись через блокированный немцами Керченский пролив, вышел в штормовое Черное море и самостоятельно пришел в Поти. «Как сейчас вижу Потийскую гавань, - вспоминал командующий Черноморским флотом адмирал Ф. Октябрьский, - и в дальнем углу ее - ставший живой легендой Черноморского флота корабль-герой…»

И действительно, сорок тысяч километров прошел «Железняков» за годы войны. Его героический экипаж уничтожил 13 вражеских артиллерийских и минометных батарей; отбил 127 воздушных атак, во время которых на него было сброшено 827 бомб; уничтожил четыре батальона вражеской пехоты, два склада боеприпасов; выдержал многократные обстрелы береговой артиллерии. Боевая работа «неуловимого монитора» была высоко оценена адмиралом флота И. Исаковым в его известном труде «Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне».

Речной монитор «Железняков»:

Заложен на заводе «Ленинская кузница» в Киеве 25 ноября 1934 года, спущен на воду 22 ноября 1935 года, вступил в строй 6 ноября 1936 года. Водоизмещение 230 т, мощность дизелей 280 л. с, скорость хода 8,8 узла. Длина наибольшая 51,2, ширина 8,2, осадка 0,88 м. Бронирование: пояс 20, палуба 16 мм. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 45-мм пушки и четыре пулемета. Впоследствии вооружение было изменено: пулеметы сняты, количество 45-мм пушек уменьшено до трех, дополнительно установлено два 37-мм зенитных автомата. Всего построено шесть единиц: «Железняков», «Жемчужин», «Левачео», «Мартынов», «Флягин» и «Ростовцев».

23 августа 1944 года бухарестское радио объявило о свержении и аресте реакционного фашистского правительства Антонеску. И уже 26 августа в Измаил к командующему воссозданной Дунайской флотилией контр-адмиралу С. Г. Горшкову прибыл командующий Румынской речной дивизией с сообщением о готовности к совместным действиям. В ответ на это было предложено перевести все румынские корабли на измаильский рейд. Первым под конвоем бронекатеров привели румынский монитор «Ион Братиану», а 29 августа из Галаца прибыли мониторы «Александру Лаховари», «Ардеал» и «Бессарабия», а монитор «Буковина» в это время сидел на мели близ Сили-стрии…

Все корабли были включены в состав Дунайской флотилии под новыми названиями - «Азов», «Керчь», «Бердянск», «Измаил» и «Мариуполь». История их весьма любопытна. Два первых были построены в 1907 году в Триесте по румынскому заказу, а три последних - в Австро-Венгрии еще накануне первой мировой войны.

«Ардеал» под названием «Темеш» ввели в строй в 1904 году. Это был речной монитор водоизмещением 440 т, с двумя паровыми машинами тройного расширения по 700 л. с, сообщавшими кораблю скорость до 13 узлов. Бронирование: пояс 40, палуба 25 и рубка 75 мм. В вооружение входили два 120-мм и одно 66-мм орудия, а также одна 120-мм гаубица и три пулемета.

В ноябре 1918 года монитор был интернирован и по мирному договору передан Румынии, где и получил новое название «Ардеал».

Монитор «Бессарабия», носивший в австро-венгерском флоте название «Ин», ввели в строй уже в ходе первой мировой войны. Он представлял собой дальнейшее развитие кораблей типа «Темеш». Водоизмещение составляло 540 т, суммарная мощность двух паровых машин - 1500-1700 л. с., скорость хода - около 13 узлов. Увеличенное по сравнению с «Темешем» водоизмещение позволило разместить на корабле еще две 120-мм гаубицы и три пулемета. В строй румынского флота зачислен с 1920 года.

Имел австро-венгерское происхождение и монитор «Буковина» («Сава»), лучший из мониторов, сделанных в этой империи. В Румынии корабль также оказался в 1920 году.

Речной монитор «Мариуполь»

Бывший монитор австро-венгерского флота «Сава», спущен на воду в Линце в 1915 году, в 1920 году по мирному договору передан Румынии, получил новое название «Буковина», в 1944 году передан советскому флоту под названием «Мариуполь». Водоизмещение 580 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 1750 л. с., скорость ход––––а 13,5 узла. Длина наибольшая 62, ширина 10,3, осадка 1,3 м. Бронирование: пояс 40, палуба 25, рубка 50 мм. Вооружение: два 120-мм орудия, две 120-мм гаубицы, две 66-мм зенитки, две 47-мм пушки, 7-8 пулеметов. Всего построено две единицы: «Босна» (югославский «Вардар») и «Сава» (румынский «Буковина»).

В дальнейшем, включенные в состав советского флота, бывшие румынские мониторы, в частности, те, что получили названия «Азов» и «Керчь», на заключительном этапе войны поддерживали огнем своих орудий высадку десанта 5-й бригады югославских войск в районе города Опатовец.

Что касается мониторов советской постройки, то с ними связано немало важных событий в истории отечественного флота. Так, в мае 1940 года на днепровском мониторе «Левачев» началась отработка системы размагничивания, которая должна была надежно защищать корабли от опасности подрыва на магнитных минах. Необычная конфигурация монитора и несимметричной расположение крупных магнитных масс потребовали создания сложного размагничивающего устройства для компенсации его магнитного поля. Установку смонтировали к началу декабря 1940 года, а 10 декабря корабль сделал несколько галсов над двумя неконтактными индукционными минами. Испытания показали, что размагничивающее устройство работает успешно. 1 апреля 1941 года система размагничивания на «Левачеве» была сдана комиссии, которая утвердила его в качестве типового образца для мониторов.

«Ростовцев», затопленный своей командой в 1941 году, в конце войны был поднят, отремонтирован и до исключения из списков флота использовался как учебный корабль.

Легендарный «Железняков» в 1944 году вместе с Дунайской флотилией вернулся в Измаил, участвовал в завершающих боях и дошел до Будапешта. А в 1967 году, исключенный из списков флота, он был приведен из Измаильского порта в Киев, на Рыбачий остров, и здесь рабочие киевского завода «Ленинская кузница», со стапелей которого он сошел в далеком 1935 году, в свободное от работы время приступили к восстановлению знаменитого монитора. Поставленный на постамент корабль возвышается ныне над водами Днепра как символ мужества и героизма советских моряков, как главный экспонат заводского музея,

Г. Смирнов, В. Смирнов.